Министерство юстиций дорабатывает законопроект об аресте единственного жилья у заемщиков, которые имеют долговые обязательства. Вводятся жесткие положения, согласно которым у должников отрезают квадратные метры.
Особенности ареста имущества
Забрать жилище, будь то квартира или дом, при серьезной задолженности банк в состоянии почти всегда, за некоторыми исключениями:
• если в квартире прописаны несовершеннолетние. По закону, никто не имеет права посягать на права детей и граждан, имеющих факт недееспособности. Прежде всего, это жилище;
• если дом или квартира уже заложены в других специализированных учреждениях;
• если собственниками дома являются другие люди, кроме должника.
У банков нет цели отобрать последнее у должника, поэтому они неохотно идут на арест недвижимого имущества. Только в редких случаях изымается жилье, с последующей перепродажей, которая, в свою очередь, требует затрат. Угрозы от кредиторов об аресте имущества зачастую не имеют за собой серьезного решения, а применяются с целью выбивания из заемщика долговой обязанности. На опыте, банкам легче подать в суд на должника, с целью получения возмещения убыточных процентов.
Специалисты рассматривают вариант ареста имущества только по серьезным и имеющим общественное значение исполнительным производствам. В частности, это касается тех граждан, которые избегают выплат алиментов. Конечно подобное решение принять может только суд. На улицу должника не выгонят, а предоставят небольшую сумму для покупки жилья с меньшей площадью. Сколько получит должник, решается судебным постановлением.
Еще несколько лет назад, минюст РФ предлагал отменить запрет на арест единственного жилья должника. Сегодня глава министерства заявляет о том, что отбирать планируется излишки – т.е. квадратные метры жилья, которые превышают площадь, необходимую для проживания заемщика и его семьи.
Многие сторонники считают, что если должник живет один в большом доме, но не платит детям алименты, то это несправедливо. Конечно данные меры будут предназначены для крайних случаев. Т.е., если нет счетов, другой собственности и прочее.
В обществе возникло много споров насчет такого предложения от министерства юстиций. Галина Хованская, глава комитета государственной думы по жилищно-коммунальным услугам, заявила, что такой закон может пройти, поскольку предписывает не полное изъятие единственного жилища, а лишних квадратных метров. Главное – верно прописать в законе, поскольку суд может трактовать поправки по-разному.