Наиболее распространенной операцией на рынке недвижимости является купля-продажа квартиры. Эта процедура производится при улучшении жилищных условий, переезде на новое место жительства и разъезде членов семьи.
Наиболее простой способ оформить куплю-продажу недвижимости – обратиться в агентство недвижимости или к профессиональному риэлтору, но в этом случае существует риск заключения договора с недобропорядочной организацией.
Кроме того, за услуги посредника придется заплатить до 5% от стоимости недвижимости, что с учетом цен даже недорогих квартир оказывается весьма внушительной суммой. Этих трат можно избежать, если оформлять куплю-продажу квартиры собственными силами. Рассмотрим, как это делается в 2020 году с учетом изменений в законодательстве.
Последовательность действий при оформлении договора купли-продажи
Чтобы исключить вероятность аннулирования сделки, необходимо придерживаться определенного алгоритма ее совершения:
сбор документов – нужно заранее подготовить как основные, так и второстепенные документы;
обращение в Росреестр или МФЦ для получения выписки о праве собственности;
заключение договора;
заключение акта приема-передачи квартиры;
расчет;
прохождение госрегистрации и передача новому владельцу права доступа в квартиру.
Каждый из этих пунктов имеет определенные особенности и нюансы, поэтому рассмотрим их отдельно.
Что нужно для оформления сделки?
Для приобретения или продажи недвижимости потребуются следующие документы:
разрешение от супруга (если у продавца есть супруг или супруга);
разрешение на сделку органов опеки (если собственником квартиры или ее части является несовершеннолетнее лицо);
доверенность (если сделка оформляется без участия собственника квартиры);
квитанция, подтверждающая отсутствие долга за услуги ЖКХ;
паспорт покупателя и продавца.
Также могут потребоваться акты регистрации рождения (если в доме зарегистрированы несовершеннолетние), справка из ФНС (если за продавцом числятся какие-либо долги).
Документ, подтверждающий собственность
На данный момент единственным документальным подтверждением является выписка ЕГРН, она должна быть приобщена к ранее рассмотренному пакету документов. Получить выписку можно в электронной или бумажной форме, процедура займет от 10 минут до 24 часов. Предоставление выписки ЕГРН – обязанность продавца.
Заключение договора
Договор купли-продажи квартиры оформляется на понятном языке, особые моменты договора прописываются в отдельном акте. Чтобы правильно составить документ, можно воспользоваться стандартной формой, которую можно скачать в интернете. Этот договор регистрируется в Росреестре или в МФЦ.
Расчет
Перечисление денег за недвижимость может быть реализовано двумя способами: наличным и безналичным. В первом случае в банке предварительно арендуется депозитарная ячейка, а во втором – покупатель перечисляет сумму на указанный продавцом банковский счет. С прохождением регистрации сделки и передачей собственности в пользование проблем возникнуть не должно.