Кредитные должники иногда сталкиваются с тем, что судебный пристав-исполнитель угрожает наложить арест на принадлежащее имущество в целях его дальнейшей реализации, а возможно, и кражи.
Что говорит закон?
Действительно, ч. 4 ст. 80 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве» дает судебным приставам право изымать имущество должника в счет погашения имеющихся обязательств. Ст. 446 ГПК РФ, в свою очередь, содержит перечень того, что ни при каких обстоятельствах приставы забрать не могут.
Если имущество изъято, его стоимость превышает 30 тыс. руб., то приставы обязаны привлечь к делу профессионального оценщика, а дальше имущество отправляется сперва на временное хранение, а потом на реализацию в специальных комиссионных магазинах или интернет-площадках, в том числе путем публичных торгов.
Судебная практика
Однако далеко не все приставы обладают кристальной честностью и ряд имущества должников просто разворовывается.
Так, в деле № 2-6140/2020 судебный пристав вынес постановление о взыскании имущества должника (автомобиля) уже после того, как между должником и третьим лицом был заключен договор купли-продажи.
В результате действий пристава покупатель автомобиля был признан недобросовестным приобретателем, а арест имущества, наложенный приставом, суд счел незаконным.
В деле № 2-4443/2017 судебный пристав незаконно наложил арест на денежные средства должника, не являющегося стороной по долговым обязательствам. Особенность того дела заключалась в полном совпадении ФИО и даты рождения должника с тем лицом, на банковский счет которого пристав наложил взыскание, не проверив место рождения.
Вывод
На практике доказать прямой умысел судебного пристава на хищение денежных средств или имущества должника крайне сложно, поскольку судами такое поведение приставов трактуется в качестве нарушения норм материального права, но за понесенный гражданином ущерб отвечают приставы.