Сделки с недвижимостью часто используются для отмывания денег. Любой объект можно покупать за наличные, если стоимость не превышает 3 млн. рублей. При повышении суммы следка подлежит Росфинмониторингу (закон № 115-ФЗ). Исходя из ст. 7.1 этого нормативного акта, адвокаты, бухгалтеры и нотариусы обязаны уведомлять контролирующий орган о сделках, которые вызывают подозрения, независимо от цены.
Определение подозрительной сделки
Указаний, какую сделку следует считать подозрительной, долго не было, признаки были указаны в письме Росфинмониторинга и нотариальной палаты № 2192/01-01-40/4546 лишь в 2019 году.
Обязательный контроль следует провести, если:
поведение клиента вызывает подозрения;
для расчетов используются необычные формы;
в договоре указываются необычные условия.
Клиент считается подозрительным, если:
доверенное лицо скрывает доверителя;
покупатель настаивает на расчете наличными;
без объяснения причин спешит с оформлением документов;
не может внятно ответить, не является ли он публичным лицом;
скрываются источники дохода;
сделка не соответствует сфере деятельности юридического лица;
задается вопрос по поводу передачи информации в Финмониторинг;
сделки подобного рода проводятся не однократно.
Необычными считаются расчеты:
с долгим выбором формы;
большими суммами наличных;
векселями.
К особым условиям контролирующий орган причисляет продажу объекта за цену ниже рыночной, сделка заключается между членами семьи, сослуживцами, партнерами по бизнесу, один участник принадлежит к другой социальной или возрастной группе (например, очень дорогой дом покупает человек 20-и лет).
По закону нотариус и риэлтор не обязаны задавать клиентам вопросы, а продавцы и покупатели не обязаны на них отвечать. Настоящий профессионал не позволяет себе интересоваться подобными вещами или передавать информацию третьим лицам. Однако за уклонение от передачи данных Финмониторинг предусмотрена ответственность.
Финансовые аналитики считают, что таким образом возможно выявить лишь небольшие суммы легализации. Если средства не «черные», а «серые», сумма большая, чаще всего имеется свой нотариус, риэлтор, банк, которые всегда готовы помочь. Многие покупают недвижимость за границей, на родине о ней известно не многим. Эффект от закона психологический — осознание того, что сделку могут проверить, кого-то останавливает.