При нарушении или ограничении прав кого-либо из участников установленных правоотношений возникает необходимость публичного обращения граждан в органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления.
Правовое регулирование таких процедур осуществляется на законодательном уровне Федеральным законом РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006г. (далее – Закон) и административными регламентами различных субъектов исполнительной власти и их структурных подразделений.
Без соответствующей квалификации, помощи опытного юриста и навыков делопроизводства обычному обывателю трудно составить заявление должным образом. Наличие факта нарушения не гарантирует успешного рассмотрения, если составленного без соблюдения нормативно закрепленных требований.
Несоблюдение заявителем при составлении документа основных требований, предусмотренных статьей 7 Закона, может привести к применению относительно такого документа порядка рассмотрения отдельных обращений на основании статей 11, 12 Закона. Применение указанного порядка может иметь негативные последствия для заявителя в виде:
— получения разъяснений о порядке обжалования судебных решений;
— увеличение срока рассмотрения с 30 до 60 дней;
— перенаправление обращения для рассмотрения компетентными органами;
— получение ответа о безосновательном направлении обращения;
— оставление обращения без рассмотрения.
Для правильного и последовательного наполнения текста стоит условно разделить его структуру на 5 основных частей:
Адресная. Должна быть расположена в верхней правой части документа и содержать: реквизиты органа, должность, фамилия и инициалы должностного лица (в форме дательного падежа «кому ?»); реквизиты заявителя (с возможным указанием социального статуса заявителя — при необходимости (пенсионера, участника боевых действий, инвалида…) фамилия и инициалы, адрес проживания (по желанию – с указанием контактного телефона, электронного почтового адреса).
Описательно-мотивационная. Начинается с указания вида документа в зависимости от содержания (статья 4 Закона РФ – это предложение, заявление, жалоба) посредине строки следующей за шапкой.
Ниже должны быть коротко и последовательно описаны обстоятельства (мотивы), правовая позиция, имеющиеся доказательства, компетенция адресата в изложенных вопросах, доводы относительно возможных нарушений, с ссылками на нормативные акты их предусматривающие.
Резулятивная. Содержит выводы, предложения и способы решения проблемы. При желании возможно указать способ связи для предоставления информации.
Спороводительная. Оформляется в виде списка приложений. После обозначения «К заявлению прилагается:», «Приложения:» желательно по каждой позиции указать; название документа (или его копии), реквизиты (порядковый номер, дату составления), количество листов.
Респондентная. Фамилия и инициалы, подпись заявителя и дата составления документа.
При самостоятельном составлении публичного обращения, по указанным выше рекомендациям, заявителю следует рассчитывать на соответствие его содержания требованиям Закона. Для более корректного наполнения документа рекомендуется ознакомиться с административными регламентами рассмотрения обращений граждан госорганом, в который они подаются. Регламенты предоставляют дополнительную информацию не только о требованиях к содержанию обращений, но и о юрисдикции и компетенции государственного органа, понятие о возможных формах внутренних взаимодействий его структурных подразделений на всех этапах прохождения документов.