Пандемия коронавируса внесла свои коррективы во все жизненные устои страны, приспосабливаться к новым условиям взаимодействия пришлось не только бизнесу, но и правовому центру. Судебную систему РФ такие изменения также не обошли стороной.
Так с марта по май 2020 года были приостановлены судебные заседания и прием граждан по личным вопросам, многие слушания были перенесены, часть рассматривалось дистанционно. При этом нужно понимать что внедрение видеоконференцсвязи, лишило стороны возможности донести свои доводы вербально, что не всегда могло позитивно сказаться на эффективности рассмотрения дела.
Но если государственные суды, ввиду своей загруженности, пострадали от предложенных мер, то для арбитража данные меры не являлись проблемой.
С приходом в третейское разбирательство возможности проводить заседания с помощью видеоконференции, значительно сократилось время на рассмотрение споров, также снизились расходы на участие в судебных заседаниях. Появилась возможность рассмотрения дел без участия сторон, только на основании предоставленных документов, которые в свою очередь предоставляются при помощи электронной или экспресс-почты (в данном случае арбитражный сбор сокращается на 30%).
С помощью системы электронного правосудия представилась возможность на:
● подачу документов в суд с помощью интернета
● наблюдение за движением дела
● получение судебных извещений
● ознакомление с судебными актами
На данный момент правовая система находится в движении на пути к качественному дистанционному урегулированию споров и старается обезопасить себя от технически нестабильных ситуаций таких как: сбои при трансляции, обеспечение конфиденциальности, несанкционированным доступом иных лиц. Но стоит ли придерживаться повсеместного перехода на дистанционные судебные разбирательства, или живое общение с судом действует более эффективно?